Восхождение на Карстенз. Часть 1

Первая часть рассказа Максута Жумаева о ноябрьском восхождении на вершину Карстенз в рамках программы Семь вершин: впечатления, эмоции, байки.

Восхождение на Карстенз
Буквально вчера (07.11.18) я вернулся из экспедиции на Карстенз. Меньше двух недель назад перед отъездом проводили такую же встречу. В торговом центре Авиапарк, тоже в магазине День Сурка. За это большое вам спасибо.
В тот раз мы рассказали, что нам предстоит, как мы будем проводить экспедицию. А сейчас вас ждёт новые эмоции, истории нашей экспедиции.
Одежду купить
Снаряжение купить

Для меня, как профессионала альпиниста, экспедиция на вершину Карстенз не является каким-то супер-сложным восхождением, но если мы берём восхождение на вершину в рамках программы Семь вершин, то надо отметить, и это отмечают все, что именно Карстенз - самая технически сложная вершина из всех вершин в этом списке. Самая высокая, конечно, Эверест, безусловно есть ещё Аконкагуа, мне есть с чем сравнить. Есть два восхождения на Эверест, есть Аконкагуа, высшая точка Южной Америки, есть Денали - высшая точка Северной Америки, ну, естественно - Эльбрус, Килиманджаро. Осталось только взойти на высшую точку самой Австралии. Это пик Косцюшко, он небольшой. Вершина Винсон в Антарктиде, она уже будет более интересной, и конечно же дорогой.
В нашей экспедиции была такая фишка, что наравне со мной параллельно шёл мой товарищ и друг Олег. Он бизнесмен, он попросил меня помочь. Говорит, давай сходим вместе на вершину. Я смогу организовать эту экспедицию, а ты сможешь помочь мне взойти на неё с точки зрения работы альпинисткой, технической. Будешь подсказывать что как.
Ведь для нас данное восхождение проходило в рамках программы Семь вершин, т.к. Карстенз - является высшей точкой в Океании и Австралии, той большой части земли нашей планеты. Там троечное лазание, то есть это скалы третьей категории сложности. Безусловно маршрут был постоянно провешен верёвочными перилами. То есть надо жёстко и правильно работать, можно сказать, на автомате, на верёвочных перилах. Это очень важно, хоть вершина Карстенз и небольшая, её высота всего 4884 м.
Видите такую небольшую схожесть: 8848, а здесь 4884, в принципе, разница только в одной цифре. На самом деле можно провести параллели. Если Эверест самая высокая гора, есть гипоксия, и холод, и ветра-ураганы, то на Карстенз ты вроде бы начинаешь своё восхождение с уровня моря. То есть мы прилетаем в отправную точку. Это не Мекка альпинизма, как Катманду. Здесь посёлок Тимика, это можно сказать вахтовый, шахтёрский посёлок.
Тимика находится на острове Папуа-Новая Гвинея, именно в Индонезийской части этого острова. Там есть хороший большой аэродром, куда прилетают все альпинисты, и с этого посёлка начинается либо пеший поход в базовый лагерь под Карстенз, либо на вертолёте. Мы прибыли 28го числа в Тимику. Надо спросить можно ли провести параллели какие-то там, если сезонность какая-то восхождения. Поздно это или рано.

Я вам так скажу, в принципе это тропики. Там почти что всегда погода такая неустойчивая, влажность очень высокая, горы. Можно сказать это чуть-чуть ниже экватора, и там всегда должна быть хорошая погода, но понимаете высота уже почти пять тысяч метров. Очень резкое возвышение над джунглями, испарениями, тропиками. И поэтому 100-200 тысяч лет назад на вот этих вершинах начали образовываться ледники.
Ледник Мерен, вроде бы так он называется, и ледник Карстенз. Два больших ледника. Само горообразование странное, если смотреть с самолёта на все эти горы, где расположена Карстенз, то они похожи слоёный пирог, знаете, вот как бы не медовый пирог и даже может быть не наполеон, но что-то похожее. Вроде как бы слоистость.
Я понимаю, что горы - это продукт, когда надвигаются друг на друга две плиты. На самом деле Индонезия находится в том районе, где соединяются огромные плиты, но здесь получается идёт наслоение плит, и они друг на друга не вздыбились как может Гималаи, знаете с одной стороны Тибет, огромные, как волны поднимаются, и со стороны Индийского океана встречаются и образовались огромные Гималаи, то здесь наоборот получается как бы вот одна плита наехала на другую плиту, и очень интересно, очень интересно.
Даже больше скажу, рядом лежащие вершины с Карстенз, не похожи друг на друга. Там огромное плато, нашлёпка такая, которая образовала горы высотой 5 тысяч метров, и там ледники, которые безусловно таят.
Сама вершина Карстенз - это другая история. Как мне показалось, она больше похожа на хребет дикого вымершего динозавра. Именно вот сам гребень. Он состоит из жандармов, зубьев, вроде как пальцы на руке. И все они очень острые. Что в одну сторону обрываются круто, что в другую. Внизу они выполаживаются и создают именно то плато, о котором я говорил. Очень интересно и вы знаете, сейчас будет такая небольшая ремарочка о структуре.

Если мы возьмём микроскопически, строение скал любого участка этой горы зубчатое. То есть реально. Я сфотографировал и возможно покажу в следующих своих постах. Если ты снимешь перчатки и случайно проведёшь ладошкой по скале, у на руке останутся кровавые порезы. То есть знаете, они как мелкие зубья у щуки. Очень острые скалы. Поэтому там надо быть очень аккуратным. Я таких гор раньше не видел.
Пористые острые камни встречаются много где, даже в Казахстане на вершине Мраморная стена. Иногда нам приходится кошки альпинистские стальные со вставными зубьями втыкать в камни. И такое бывает. Это зависит просто от структуры камня. От возраста камня.
Ощущение, что на Карстенз камни застыли мгновенно. И застыли при каком-то резком перепаде. Будто это была раскалённая лава, взрывы, конические извержения и формирования. В это же время и может быть моментально мороз, и знаете они, как порами, ощетинились маленькими кристалликами. Структура агрессивная, и я сфотографировал эти неестественные образования и трещины в скальной породе.
То есть ты идёшь, и условно впереди расщелина в виде креста. Это именно расщелина, которая была образована не путём: вода текла и образовалась эта ниша, труба, а именно как будто прорвало что-то и раздвинуло.
Я думаю, если нога туда провалится, то вытащить её оттуда уже невозможно будет. Вот как рыба глотает крючок.
На самом деле интересно, и побывать на этой вершине, конечно, посоветую многим. Ну, почему бы и нет? На обратном пути можно заскочить и на Бали. Стресс снимать. Хорошо. Там есть места очень эмоциональные. Безусловно образ горы понятен.

Восхождение на Карстенз

Большая гора, которая окружена джунглями. В них проживают, как я сегодня ночью написал в посте, папуасы-гопники, папуасы-людоеды. Я у местных ребят спрашивал, индонезийцев, гидов, которые там работают, говорю: а чего там, как у вас с папуасами отношения движения какие-нить там? Они говорят: ну, а что они? Они то появляются, то уходят. Они как казахи на самом деле: то есть приходят, спускаются за спичками и солью в Тимику, покупают, а потом - раз - сваливают опять в джунгли и как бы там кочуют. То есть они осёдло, я так понял, не живут. Именно кочевой образ жизни у них.
Когда прошлом году весной я был на этой вершине, мы тоже пролетали над джунглями, и мне вертолётчики рассказывали, вроде бы джунгли должны быть живыми. Но по сути они мёртвые, как он сказал. Потому что за эти годы в популяции папуасов пришла медицина, уровень жизни улучшился. Они больше живут, больше кушают, и чем они питаются? То, что найдут, то, что поймают, то и едят. Здесь получается так, что они уходят, где-то кочуют, и потом возвращаются обратно. Хотя безусловно и достаточно индонезийцев, и папуасов, которые живут и в Тимике, и в других посёлках и маленьких городах Папуа-Новой Гвинеи.
Очень интересное место. Папуасов можно сразу узнать по широким лицам, по массивным носам, щекам, губам. Они такие вот не монголоидные, да, и не европеоидные, они непонятно какие. Папуасы, действительно, папуасы.
Людей, они, наверно, едят. Они в этом не признаются, конечно. У нас сейчас тоже пойди, собачку покушаешь - вкусно, чего это? Не скажут, что это такое. Баранина, вкусная баранина. Тут как бы так, пока не увидишь - не узнаешь.
Когда я учился, нам на предмете санитарно-ветеринарная медицина говорили: вы всегда должны отличить тушку кролика от тушки кошки по лапкам. С них нельзя снимать шкурку. Должны быть лапки обязательно - показатель что это: кошечка или зайчик.
Папуасы тоже должны чего-нибудь оставлять на самом деле.
Одного папуаса мы выловили, но это я уже говорю наперёд. Одного папуаса мы выловили, когда спускались с вершины. На встречу нам шла небольшая китайская группа из Гонконга: три клиента, гид индонезиец, и у них был портер-шерп папуас, то есть шерп-папуас может звучит не очень, но это факт. И мы такие счастливые, потому что изначально в процессе подготовки и планирования экспедиции мы думали, что после экспедиции, если будет возможность, поедем в культурный трип, культурное путешествие в племя папуасов, где нам покажут обычаи, обряды, как они охотятся друг на друга там, воюют.
Перед поездкой я загуглил, на ютубе посмотрел как какие-то ребята ездили. Они идут группой, и вот сторожевая вышка, на ней сидит папуас, такой грозный. Там у него клыки, там копьё, все причиндалы на нём, и он на них там угрожающе сверху копьём, которое наверняка там отравлено ядом кураре. Они такие: Оооо! Тот стоит довольный, что от него шарахаются.
На самом деле, всё это постановка. Мы поняли, что там работает орден Красного креста под руководством заслуженного деятеля культуры папуасии какого-то такого-то. Концерт-концертом на самом деле, но мы в общем решили не ехать туда, потому что это было очень далеко и недёшево. Как мой друг сказал, это стоит как чугунный мост, ёлки-палки. Поэтому мы решили без всех этих культурных мероприятий просто поехать на Бали и просто отдохнуть. Жена была в не восторге от этой идеи.

Восхождение на КарстензВосхождение на Карстенз

Получается так, что папуасы очень добродушные, замечательные. Я им показываю флаг на куртке - я из Казахстана. Он улыбается кивает, но не понимает ничего на английском. Машет, улыбается.
Я говорю и показываю пальцами: Я два раза на Эвересте был.
Он: Да-да-да.
По-улыбались друг другу. Он на самом деле очень добродушный. Поселфились. Он даже достал свой фотоаппарат. Без слов дал своему товарищу гиду-индонезийцу, показал на себя и пальцами изобразил - сфоткай нас. И мы тоже с ним сфоткались. Теперь будет там всем показывать: я там туземца видел одного, такого вот весёлого-весёлого (Максут крутит пальцами у виска), про какие-то Эвересты говорил. Было весело на самом деле. Мне этого хватило, и больше не возникало желания где-нибудь в посёлке Тимика выловить папуаса или папуаску сфотографироваться на память. Не знаю когда вернусь в эту Папуасию, но далеко, честное слово, далеко лететь туда - край земли.
Хотя ещё есть идея побывать в Австралии, но это совсем другая тема. Тоже недалёкая. Посмотрим. Австралия, Новая Зеландия - это ещё всё в мечтах на самом деле. Красивые страны, культуры. Огромный континент. Его надо прочувствовать. Как в принципе мы прочувствовали и Папуа, и Бали. Там гора Карстенз с точки зрения меня, как альпиниста, хорошая на самом деле.
Потому что всё пошло. Ну любой желающий, который захочет пойти на вершину Карстенз, он должен понимать, что, попадая в эту страну, ты уже не следишь за информацией по интернету. Условно, прогноз погоды, который говорит откроется погода на Карстенз или нет. Перед нами была группа. Они попали в период непогоды, и пять дней сидели в Тимике.
Мы приехали, только в гостиницу зашли и ребятам на ресепшене сразу: Как погода?
Они: Пока ничего.
Мы: Здесь можно куда-нибудь пойти, съездить, посмотреть там океан, другие достопримечательности есть в Тимике?
Они такие очень откровенно, чистосердечно: Нет, ребята. Реально, у нас в Тимике делать нечего.
И мы: Ну ё-моё!
Помолились, чтобы на следующее утро у нас была погода. И нам повезло на самом деле.

Восхождение на Карстенз

Мы первым же рейсом улетели в базовый лагерь. И погода… Вот год назад мы два дня, кажется, ждали непогоду, еле прорвались. У нас даже был такой момент, когда мы на вертолёте, тогда летели на советском вертолёте Ми-8 с украинским экипажем, с классными пилотами. Мы поднялись, идём-идём, вплотную, вылетаем, залетаем, надеемся попасть в базовый лагерь. И сигнал пошёл: пиу-пиу. Я думаю, неужели опять пролетаем государственную границу. Пилот говорит - всё. И вот я вижу, что он начинает разворачиваться. Мы с дурацкими вопросами к пилотам не стучались, не ходили. Потому что сильно испугались. Но когда вернулись на аэродром, пилоты сказали, что вертолёт начал обледеневать. Из-за низкой облачности и на высоте, а нам нужно было подняться выше 4000 метров, чтобы пройти вот над хребтами.
Ещё и хребты не было видно. И обледенение уже пошло. С лопастей. И вот мы успели именно что развернуться, и в самый последний момент развернулись и ушли. Чуть не разбились. Мы им: ой, вы нам лучше такие вещи не говорите. Просто скажите - передумали и всё.
В этот раз мы полетели еврокоптером, маленьким вертолётом, который более манёвренный, который более юркий, и где-то может приземлиться, где-то может резко развернуться. Потому что для МИ-8 нужна траектория, чтобы зайти в узкое ущелье. Он это сможет, а вот уже подняться, там аккуратно развернуться, там подлететь - с этим были сложности. Мы когда в прошлом взлетали и первый высаживался, бросали дымы, чтобы было понятно какая скорость ветра на подлёте к базовому лагерю. Там есть, знаете нюансы, которые добавляют толику адреналина.
В этом году нам, слава богу, повезло. Мы долетели спокойно, приземлились. Солнечно, почти нет ветра. Базовый лагерь уже стоит. В этом году мы работали с одной компанией, их руководитель Саша Абрамов нам всё время: ребята, всё на мази, давайте летите, вам там погоды. За вами пойду две наши группы. Поэтому вы идёте как в авангарде. Всё пробиваете, потом всё нам расскажете. Мы: ну, окей, всё хорошо.

Восхождение на Карстенз

Нам с Олегом вдвоём хорошо на самом деле. Чем меньше людей на маршруте, именно на Карстенз, тем лучше. Почему? Потому что весь маршрут скальный. И первые 20 верёвок идут вертикально по скалам, там крутизна более 45-50 градусов. Местами даже выше. Из-за внутреннего угла и породы там местами встречаются живые камни. Просто лежат россыпью, а ты этого не знаешь. Ты верёвку нагружаешь, и в этот момент ты мог спровоцировать движение камня может быть размером с кулак. Если он пролетит метров 20, то каска уже не поможет. То есть разобьёт и каску, разобьёт и кости черепа, это очень опасно. Там, когда идёшь, надо держать ушки на макушке всё время. Сложновато. Поэтому очень было важно, чтобы у нас на маршруте была хорошая погода.
В прошлом году у нас был дождь, плохая видимость. То есть выше 20-50 метров не видишь что там на самом деле. Камни тоже имеют способность сами по себе двигаться, то есть от ветра, а может быть там подмыло его, потом он - раз - соскочил, и полетел-полетел. Он раз ударился об скалу, два. Набирает скорость, и в какой-то момент, когда он касается скалы, может быть в этом же месте лежит верёвка, по которой мы идём. Он перебил эту верёвку, а ты об это не знаешь.

Это на самом деле очень большой риск. И большой риск в первую очередь первому, ведущему. То есть нагрузил вроде бы. Она держит. Начал по ней жумарить, где-то там расслабился, нагрузил, она в это время лопнула, и это может закончится нехорошо.
Простых гор не бывает, поэтому здесь тоже мы сразу ещё на месте планировали восхождение таким образом. Да, безусловно, мы можем прилететь и чуть ли не в этот же день совершить восхождение. Забегая вперёд, скажу, что нам хватило всего пяти часов, чтобы взойти на вершину. И то знаете, "нога заплеталась". Не спеша сфотографировались, попили воды, покушали немного, перекусили. Идём - фотографируемся, даже делаем дубли. Нормально.
Я нашёл в интернете фотоотчёт, кто-то за 40 минут вообще сбегал на вершину. Что-то такое. В принципе, скайраннер там бежал, за верёвку не держался, не перщёлкивался, не жумарил, без самостраховки, никаких манипуляций, просто бежал. В принципе это возможно. Для опытного альпиниста. Там на трении, как я рассказывал - структура скал острая, там на трении прямо вообще на ура. То есть бежишь в скальниках вообще без проблем.

Восхождение на Карстенз

Но задача какая? Задача не мировой рекорд Гиннеса, а просто сходить на вершину. Получить удовольствие. От компании, от вершины, от самого процесса восхождения, от того, что мы просто идём на восхождение. Мой друг Олег получает знания касательно альпинизма, для него это тоже жизнь. Он только начинает эту большую удивительную жизнь, связанную с горами, с альпинизмом, со скалолазанием. Для меня это тряхнуть стариной в очередной раз в экспедиции и интересно.

Фото из социальных сетей Максута Жумаева
2-я часть беседы, перейти

Нам будет приятно, если Вы расскажете о нашей статье друзьям.